Что скрывается за биткоином?

Развитие новых технологий, все чаще бросают вызов традиционной финансовой системе и приводят к трансформационным изменениям в мировой экономике. Одним из важных событий стало появление виртуальных валют, развитие которых было стимулировано рядом факторов. Прежде всего – растущее недоверие общества к финансовым организациям и правительству.

В 2008 году некий Сатоши Накамото выложил в интернет документ с описанием своего изобретения – биткоина, что и послужило началом революции в мировой финансовой системе. Спустя уже несколько лет спрос на биткоин превзошел границы области сетевых технологий. Этой цифровой валюте удалось стремительно набрать популярность и завоевать симпатию среди крупнейших мировых корпораций.

Отвечая на вопрос, что же представляет из себя биткоин, многие эксперты определяют его как полностью децентрализованную криптовалюту или виртуальную валюту. Главная идея этого изобретения состоит в том, что любые расчеты за товары или услуги осуществляются конфиденциально, мгновенно и без какого-либо влияния со стороны государственных органов. Количество биткоинов ограничено и не превышает 21 миллиона, а его эмиссия (добыча) осуществляется путем использования вычислительных мощностей компьютера.

На сегодняшний день в мире сложилась неоднозначная практика по отношению к такому виду платежа как биткоин. Например, в США, Германии, Японии, Китае, операции с биткоином разрешены, однако подходы к обозначению его сущности разные, начиная от товара и заканчивая законным платежным средством. В других же странах, таких как Бангладеш, Боливия, Эквадор, использование биткоина находится под строгим запретом закона и даже влечет за собой ответственность.

Не обошел стороной этот инновационный феномен и Украину. Несмотря на то, что в нашей стране отсутствует на законодательном уровне определение сущности биткоина и урегулирование его оборота, граждане активно используют криптовалюту для оплаты разного рода товаров и услуг. Более того, в конце сентября была заключена первая сделка по продаже квартиры за криптовалюту, которой предшествовало заключение smart-контракта.

Будучи не в силах установить какой-либо контроль по операциям с биткоином в государстве, Национальный банк Украины еще в 2014 году выразил совершенно категоричную позицию относительно правомерности использования в Украине криптовалюты. Но спустя два года регулятором была представлена дорожная карта “Cashless Economy”, в которой предусмотрено использование технологии Blockchain и разработка пилотного проекта – е-гривна.

Таким же неоднозначным оказалось и отношение украинских экспертов к криптовалюте. Противники биткоина утверждают, что это квази-деньги, которые не контролируются государством и держатся исключительно на доверии участников этой системы расчета. Биткоин в отличие от традиционных финансовых инструментов не подкреплен какими-либо ценностями и несет в себе угрозу “финансовой пирамиды”.

По мнению же сторонников криптовалюты, на сегодняшний день основной задачей государства является не само признание криптовалюты и ее производных, а обозначение своего отношения к ней, в том числе и установление порядка взимания с нее налогов. За биткоином скрываются большие перспективы и возможности, реализация которых будет зависеть от контролируемости и защищенности этого рынка от махинаций и спекулятивных действий.

А уберечь, действительно, есть от чего, поскольку мошенничество с криптовалютой стало не малой проблемой во всем мире, в том числе и в Украине. Ко всему прочему, начала появляться и судебная практика, которая, пожалуй, и стала решающей для применения необходимых мер по решению этого вопроса. Наиболее резонансным стало решение Святошинского районного суда города Киева касательно незаконной “фабрики Биткоин”, в котором судья имел неосторожность определить биткоин денежным суррогатом, не имея для этого подкрепления нормой закона. Поэтому необходимость в урегулировании сущности криптовалюты и ее оборота на территории Украины достигла своего максимального апогея.

6 октября 2017 года в Верховную Раду Украины группой депутатов от политических партий “Народный фронт” и БПП “Солидарность” был внесен первый в истории украинского законодательства законопроект “Об обороте криптовалюты в Украине” (№7183). Законопроектом предусмотрено определение официального статуса криптовалюты, урегулирование правоотношений по ее обороту и проведению криптовалютных операций в Украине.

Согласно законопроекту, криптовалюта – это программный код, который является объектом права собственности. Таким образом, криптовалюта признается не платежным средством, а объектом собственности, который можно обменивать на другие товары или услуги. Сведения о криптовалюте вносятся в систему Blockchain, пользователем которой может быть любое физическое лицо, физическое лицо-предприниматель (ФЛП) или юридическое лицо.

Владельцем криптовалюты может стать майнер или другое лицо, которое получило криптовалюту в результате обмена. Майнер – это любое физическое лицо, ФЛП или юридическое лицо, которое с помощью спецоборудования обеспечивает работоспособность и безопасность системы Blockchain, криптовалютных транзакций, и, в зависимости от правил системы Blockchain, получает вознаграждение и/или приобретает право собственности на криптовалюту.

Обмен криптовалютой осуществляется исключительно на криптовалютной бирже, порядок формирования и регулирования которой устанавливается Национальным банком Украины. Помимо этого, на регулятор были возложены также полномочия по осуществлению государственного управления в сфере обращения криптовалюты.

Законопроектом также предусмотрено, что все операции с криптовалютой подлежат налогообложению. Однако механизм проведения таких расчетов в законопроекте не прописан.

Государство никак не гарантирует деятельность криптовалютных бирж и не несет перед владельцами криптовалюты никаких обязательств. Таким образом, исходя из законопроекта, оборот криптовалюты в Украине будет осуществляться, исключительно основываясь на доверии участников этой системы.

Спустя несколько дней в парламенте был зарегистрирован еще один законопроект о криптовалюте – “О стимулировании рынка криптовалют и их производных в Украине” (№7183-1), инициатором которого выступил председатель комитета ВРУ по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. В нем также предлагается урегулировать правовые основы оборота криптовалюты в Украине, однако терминология значительно отличается от той, что была предложена ранее.

Так, криптовалюту предлагается определить как финансовый актив, а право на осуществление деятельности по добыче криптовалюты предоставить лишь субъектам предпринимательской деятельности. Регулятором рынка криптовалюты предлагается обозначить государственный орган, осуществляющий государственное регулирование и надзор за деятельностью на рынках небанковских финансовых услуг (кроме деятельности на рынках ценных бумаг и производных (деривативов), профессиональной деятельности на фондовом рынке и деятельности в системе накопительного пенсионного обеспечения).

Также проектом закона предусмотрено введение 2% сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с каждой криптообменной операции, стимулирование майнеров в виде сниженных тарифов на электроэнергию и максимально упрощенного налогообложения (предлагается не облагать налогом операции по инвестированию в криптовалюту).

Как и в первом законопроекте, профессиональные участники рынка криптовалюты не отвечают по обязательствам государства, а государство – по обязательствам таких участников. Все операции на рынке криптовалюты осуществляются их участниками исключительно на свой риск.

На сегодняшний день оба законопроекта находятся на ознакомлении в профильном комитете. Но уже сейчас можно смело утверждать, что они нуждаются в существенных корректировках, поскольку принятие их в предлагаемых редакциях неприемлемо. Эти документы – только первый шаг среди тысячи необходимых и могут быть обозначены лишь как платформа для дальнейших исследований и анализа.

Возвращаясь непосредственно к теме криптовалюты, невозможно полностью предсказать будущее направление развития этой эволюционирующей технологии. Люди по своей природе всю жизнь стремятся к свободе, будь то политическая, экономическая, этическая. Поэтому само лишь наличие возможности осуществлять обмен в той или иной форме без каких-либо ограничений всегда было актуальным.

Однако, деньги – это вещь относительная. Их сущность определяется лишь как условный эквивалент, принятый совместно участниками обмена. Главным в этом процессе распределения обществом ценностей является вопрос доверия, в частности к эмитенту денежных знаков или других платежно-расчетных документов.

Вне зависимости от наличия в обеспечении платёжного средства тонн золота либо валового продукта государства, законодательное регулирование всегда позволит с той или иной степенью риска, в прогнозируемый период времени, обеспечить расчёты необходимым активом. Но когда граждане начинают отдавать предпочтение незащищенной даже на уровне нормы закона виртуальной валюте, то это уже является существенной проблемой экономической политики государства. И в этом случае его основной задачей должны стать, прежде всего, поиски решений, которые позволят сделать свою национальную валюту более привлекательной для людей, чем ничем не обеспеченную иллюзию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

WordPress спам заблокировано CleanTalk.