Повлияет ли вирус Petya и кибервойна на развитие отечественного IT сектора?

Электронное управление, многофункциональные ID-карты, “зеленые” города – реальность совтеменного мира, где высокие технологии играют ключевую роль. В прошлом году состоялся запуск системы электронных закупок Prozorro и началось электронное антикоррупционное декларирование. Кроме того, была создана Единая государственная электронная база по вопросам образования (ЕДЕБО), а к некоторым другим реестров, в частности, недвижимого имущества и земельного кадастра, был расширен доступ.

Украина, которая имеет огромный кадровый ИТ-потенциал, только начинает приобщаться к эффективным мировых практик электронной демократии, открытости и прозрачности публичной власти. А сфера ИТ, как одна из самых высокотехнологичных отраслей, должна задавать все ощутимее тенденции в законотворческой политике Украины и публичном дискурсе, особенно после последней кибератаки на Украине.

Впрочем, наряду с введением электронных реестров, увеличение количества персональных данных, которые хранятся на таких реестрах, растут соответственно и риски неправомерного вмешательства в систему и использования персональных данных. Все это – неотъемлемые элементы кибербезопасности государства в условиях новейших гибридных информационных войн.

Так, уже трижды была атакована наша энергетическая система, и некоторые из этих атак на энергоснабжающие компании были успешными. А уже в этом году Верховная Рада дала зеленый свет законопроекта о рынке электроэнергии, развитие которого, в частности, требует внедрения соответствующего программного обеспечения, которое позволит оперировать энергосистемой. Сколько булэ стоить бюджету и потребителям защиту от кибератак, который должен быть усилен, учитывая тенденции – окончательно не понятно.

Так же не понятно, каким образом риски от недавней масштабной кибератаки “вирусом Petya.A”, который парализовал большое количество органов и учреждений, просчитаны специалистами Министерства здравоохранения и привлеченными экспертами, которые пытаются внедрить реформу здравоохранения и электронную медицинскую систему e-health, как ее составляющую, которая должна объединить в себе реестры всех медицинских учреждений (более 12 000), семейных врачей (25-30 тысяч) , пациентов и их договора с семейными врачами. Кроме того, должно быть налажено взаимодействие более 40000 компьютеров семейных врачей и медицинских учреждений с центральным офисом или с региональными отделениями Национальной службы здоровья с целью создания единой базы обмена между медицинскими информационными системами Украины. С учетом масштаба этой системы очевидна необходимость кропотливой профессиональной работы над программным обеспечением и защитой каналов связи.

Проектный офис МОЗ взялся разрабатывать e-health в первую очередь на донорские средства в размере 400 тыс. Долларов, которые предоставили посольство Канады в Украине и Агентство США по международному развитию.

Отдельно надо отметить, что система e-health работает с персональными данными всего населения страны, поэтому обязана надежно хранить врачебную тайну и быть усилено защищенной. Неприятный факт, но при хакерской атаке 27 июня вирусом были на несколько дней заблокированы сети ведущих частных медицинских компаний, которые содержали в себе истории болезней, данные анализов и обследований десятков тысяч пациентов.

Нужно помнить, что такой инструмент как e-health – это потенциальная жертва кибератак и в будущем, поэтому ее полноценное функционирование должен быть готов к возможному вмешательству извне.

Как у активного пользователя у меня нет сомнений, что надо переходить на новые стандарты в обслуживании населения и отходить от бумажных карточек пациентов. Но мы должны знать сколько это будет стоить для национального и местных бюджетов, и каким образом эти средства будут направлены на развитие отечественной экономики. Детальных расчетов пока не предоставлено.

В не зависимости от настроений по поддержке правительственной концепции реформы здравоохранения, хотелось бы видеть увеличение электронного компонента во всех сферах жизни в Украине. Именно поэтому как депутаты, так и общественность должны иметь данные о цене внедрения реформы по всем ее компонентам, чтобы не порождать спекуляции с одной стороны, а с другой – иметь возможность расставлять приоритеты. Важно не скрывать цену реформы и источники оплаты, чтобы украинские IT компании имели возможность принимать участие в тендерах, и наконец работать не на аутсорс, а на развитие собственного государства.

Мы видим, что новые вызовы, перед которыми стоит наша страна, гибридная информационная война, которая против нас ведется, заставляет перейти на новый более профессиональный уровень защиты. Украину можно считать весомым игроком интеллектуальной собственности IТ, которая имеет большой кадровый потенциал в этой сфере. Соответственно мы должны привлекать специалистов не только к реализации государственной политики, но и уже на стадии обсуждения концепции, и добавлять к анализу соответствующих законопроектов предложения по надежности защиты от кибератак.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *